Японские женщины до недавнего времени не уделяли особого внимания своим рукам. Всего тридцать лет назад специалистов, которые могли бы сделать самый обычный европейский маникюр, правильно обработать кутикулу и покрыть ногти лаком, можно было пересчитать по пальцам. Не далее чем в 1984 году молодой мастер Акико Кимура со смущением призналась в интервью американскому журналу, что в Японии только звезды кино и телеведущие делают салонный маникюр. Во всем Токио работали всего четыре профессионала, причем из них только мисс Кимура владела техникой наращивания акрилом и могла создать простейший нейл-дизайн.
Конечно, горожанки худо-бедно, но ухаживали за руками. В магазинах свободно продавались пилочки, баффы, лаки для ногтей. Но, например, акриловые системы пионерам отрасли приходилось самостоятельно заказывать за границей. Сегодня нейл-индустрия Страны восходящего солнца переживает невиданный подъем, несмотря на экономический кризис, от которого едва оправились почти все отрасли национальной экономики. К примеру, биогели завезли в Японию почти сразу после их триумфального выхода на американский рынок. Продукт пришелся по душе и постоянным клиенткам токийских маникюрных кабинетов. Средняя стоимость биогелевого покрытия (8000 йен) превышает цену обычного маникюра (около 4000). Зато это дешевле полноценных искусственных ногтей, за которые придется отдать 10000 йен или даже больше.
Количество салонов, где можно сделать маникюр, наращивание и другие процедуры ухода за ногтями удвоились. Благодаря относительно невысоким затратам на открытие "с нуля" в стране насчитывается уже более 17000 подобных заведений. Диплом мастера - не обязательный, но крайне желательный документ для новичка. Некоторое время назад предпочтение отдавалось зарубежным, американским или европейским, школам. Существующая сертификация мастеров имеет трехуровневую систему. Чтобы получить высшую оценку, нужно на отлично сдать 45-минутный письменный тест на знания в области химии, косметологии, анатомии. Затем мастеру предстоит 150-минутный практикум, в течение которого нужно создать объемный дизайн на руках модели. Оценивается как качество работы, так и чувство цветовой гармонии, а также фантазия экзаменуемых.
Для сотрудницы японского салона навыки взаимовыручки важнее яркой индивидуальности. Самоотверженный труд на благо общего дела - национальная черта, которую развивают с детства. Чтобы максимально сократить время обслуживания, работницы салонов часто помогают друг другу: одним клиентом могут заниматься 2-3 мастера одновременно. По статистике, большинству японских нейл-специалистов от 20 до 30 лет. Их основная, наиболее платежеспособная клиентура столь же молода. Японцы среднего возраста все еще считают нейл-арт слишком экстравагантным или даже безвкусным. И хотя молодежь буквально одержима ультрамодными дизайнами, уровень зарплат в сфере красоты невысок: месячное вознаграждение мастера, работающего на полную ставку, в среднем составляет 173000 йен, преподаватели получают 275000.
Японские нейл-мастера славятся трудолюбием, аккуратностью, почти маниакальным вниманием к деталям. Даже повседневный маникюр столичных барышень скучным не назовешь. Аналитики отмечают, что японский нейл-бизнес сегодня обслуживают 0,5 процентов населения. Почти такой же показатель популярности нейл-услуг в США, где профессиональный маникюр делают с начала прошлого века (читать подробнее о нейл-сервисе США). В Японии салоны красоты сосредоточены в крупных городах, а это значит, что делу еще есть куда расти. Одна японка, мастер маникюра, призналась, что мечтает услышать от сельских жителей нечто вроде: "Мы весь день пололи дайкон. Пойдем-ка сделаем маникюр сегодня вечером!"